«Билайн» готовится производить массовые рекламные рассылки своим
абонентам – соответствующую юридическую возможность компания уже
предусмотрела. Спама оператор обещает избегать. Компания
«Вымпелком» (торговая марка «Билайн») уведомила в SMS-сообщениях своих
абонентов об изменении текста абонентских договоров. В опубликованном на
сайте тексте нового договора появился пункт, в соответствии с которым
абонент соглашается получать на свой телефон рекламную информацию. В
случае несогласия абонент должен написать об этом заявление либо
позвонить на специальный короткий номер. Сам номер в договоре не указан,
согласно размещенной в разделе «вопросы – ответы» информации, это 0674
05551.
Примечательно, что в 2006 г. представители общественности
как раз по инициативе «Вымпелкома» подписали Хартию мобильного этикета,
один из пунктов которой гласил о недопустимости отправки справочной
информации абонентам без их согласия. Но еще в прошлом году компания
проводила акцию «SMS на миллион» - абонентам оператора по всей стране
массово рассылались SMS-сообщения с предложением принять участие в
лотереи. В результате подписались на лоторею 3,2 млн абонентов (6% от
абонентской базы). А в варианте Хартии, размещенной сейчас на сайте
«Вымпелкома», пункта о недопустимости подобного рода рассылок более нет.
Впрочем,
представитель «Вымпелкома» Ксения Корнеева заверила, что компания
«чувствительно относится к своим абонентам и не хочет превращать
мобильную рекламу в спам» и для изучения вопроса будет кооперироваться с
ключевым игроками рынка. «Вымпелком» намерен исследовать абонентскую
базу и строить те группы абонентов, которым реклама могла бы быть
потенциально интересна. Каналы для распространения рекламы могут
применяться самые разные - WAP, SMS, MMS-рассылки, USSD. Форматы -
product placement, спонсируемый контент и др.
У конкурента
«Вымпелкома» - МТС – уже был опыт разбирательства с регулирующими
органами по поводу SMS-рекламы: в Чувашии Федеральная антимонопольная
служба оштрафовала компанию за несанкционированные рассылки, однако
оператор успешно обжаловал это предписание в Высшем арбитражном суде.
Сейчас в договоре МТС с абонентом также присутствует пункт о согласии на
получении рекламы, сообщила представитель компании Ирина Осадчая.
Правда,
в настоящее время без согласия абонентов в явной форме МТС осуществляет
только широковещательные рассылки (например, в случае нахождения
пользователя в интересном для рекламодателя месте). Реклама же по SMS- и
MMS сообщениям рассылается только абонентам, согласившимся на ее
получение. Более того, за рекламные SMS клиенты получают бонусы на свой
счет, а в MMS – сообщениях реклама является дополнением к различной
информации. В «Мегафоне» пояснили, что не используют SMS и USSD-каналы
для отправки рекламных сообщений, чтобы пользователи не воспринимали их
как спам-рассылку. Оператор ограничивается размещением рекламы в SMS- и
MMS-сообщениях, отправляемых его клиентам с интернет-сайта.
Эксперт
CNews Analytics Александр Морошкин сомневается в успехе мобильной
рекламы. «Европейский виртуальный оператор Blyk изначально построил свою
модель на привлечении абонентов, заинтересованных в получении рекламы, и
при подключении клиент заполняет подробную анкету о себе, что позволяет
рекламодателям выбирать интересную им целевую аудиторию, - отмечает
аналитик. - Но даже Blyk испытывает трудности с окупаемостью проекта,
что уж говорить о наших операторах, которые в лучшем случае знают об
абоненте только возраст, пол и сумму потраченных им денег».
|