Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев рассказал, что достигнута договоренность
с компанией Motorola о проведении разработок мобильных телефонов со
встроенной поддержкой ГЛОНАСС. Эту информацию также подтвердили и в
Минкомсвязи, отметив, что сейчас решается вопрос о размещении
производства. Сроки выпуска телефона пока не раскрываются, но, по мнению
экспертов, телефон может появиться на российском рынке не ранее конца
2010 года, сообщает РБК daily. Как заявили в российском
представительстве Motorola, ранее компания подписала с российской
компанией "Информинвестгрупп" меморандум о взаимопонимании в сфере
изучения возможностей локализации производства оборудования для сетей
4G, как WiMAX, LTE, а также ГЛОНАСС в России. Правда аналитик JSon
& Partners Сергей Савин рассказал журналистам, что интеграция чипов
ГЛОНАСС в мобильные телефоны вряд ли является конкурентным
преимуществом. К тому же интеграция подобного чипа сильно поднимет
устройство в цене. Однако появление компактных ГЛОНАСС-чипов можно
считать хорошим маркетинговым ходом. Накануне, напомним,
премьер-министр Владимир Путин поставил задачу вице-премьеру Сергею
Иванову уже к концу 2010 года перейти к полной коммерциализации ГЛОНАСС
на бытовом уровне. Исполнительный директор компании "Русские
навигационные технологии" Иван Нечаев считает, что в концепцию Владимира
Путина о коммерциализации ГЛОНАСС до конца 2010 года производство
сотовых телефонов со встроенной ГЛОНАСС не укладывается. Средний цикл
производства составит полгода плюс время выхода на рынок — поэтому
коммерциализация этого сегмента ГЛОНАСС-технологий в лучшем случае будет
только через год-два, только тогда появятся на рынке сотовые телефоны
со встроенными ГЛОНАСС-приемниками. Генеральный директор
"Навигационно-информационных систем" Александр Гурко считает, что
переход и бурный рост на потребительском рынке ожидается в начале 2011
года. Наземные технологии российской навигационной системы ГЛОНАСС
пока существенно уступают американскому аналогу - GPS (Navstar).
Донедавнего времени одной из ключевых проблем развития рынка
ГЛОНАСС-навигации в России и в мире было отсутствие конкурентных
GPS-аналогам приемников, способных работать с сигналами российской
навигационной системы. Габариты, энергопотребление и стоимость
ГЛОНАСС/GPS приемников были на порядок выше, чем у их GPS аналогов. История
ГЛОНАСС Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) была
разработана в СССР в начале 1980-х годов и сейчас принадлежит Российским
аэрокосмическим силам. Первые три спутника системы были запущены в
октябре 1982 года с космодрома Тюратам в Казахстане. Прием первых
сигналов начался в декабре 1983 года. Полностью система должна была
начать функционирование в 1991 году, но реально заработала только в
сентябре 1993 года. Полное укомплектование спутниками произошло в
декабре 1995 года. На пике своей эффективности система гарантировала
аккуратность измерения местоположения в 55 м по горизонтали и 70 м по
вертикали в общедоступном стандарте. Более точный сигнал был доступен
только для военных нужд. В свои лучшие годы группировка спутников
состояла из 24 штук, в связи с плохим финансированием программы к апрелю
2002 года на орбите осталось только 8 работающих спутников, что сделало
их использование неприемлемым. Тогда же началась разработка новой
программы ГЛОНАСС-М. Космические аппараты типа "Глонасс-М"
эксплуатируются с декабря 2003 года. Они созданы в железногорском
(Красноярск-26) ОАО "Информационные спутниковые системы" им. Решетнева
на базе тех же проектно-конструкторских решений, что и их
предшественники - аппараты типа "Глонасс". Основные изменения в
"Глонасс-М" свелись к модификации антенно-фидерного устройства,
увеличению срока активного существования досеми лет (у советской
"Глонасс" этот параметр составлял 3 - 4,5 года), введению второй
навигационной частоты для гражданских пользователей. Масса одного
космического аппарата - 1415 кг. Сроки запуска "новой" системы
ГЛОНАСС в национальном российском масштабе несколько раз отодвигались.
Для бесперебойного покрытия территории России нужно как минимум 18, а
для покрытия всего мира - от 24 до 30 спутников. Объявлено, что ГЛОНАСС в
настоящий момент находится "на этапе развертывания спутниковой
группировки". Основой системы должны стать 24 аппарата, движущихся над
поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях с наклонением 64,8 и
высотой 19,1 тыс. км. Принцип работы спутниковых систем навигации
основан на измерении расстояния от антенны на объекте (координаты
которого необходимо получить) до спутников, положение которых известно с
большой точностью. Таблица положений всех спутников называется
альманахом, которым должен располагать любой спутниковый приемник до
начала измерений. Обычно приемник сохраняет альманах в памяти со времени
последнего выключения, и, если он не устарел, мгновенно использует его.
Каждый спутник передает в своем сигнале весь альманах. Таким
образом, зная расстояния до нескольких спутников системы, с помощью
геометрических построений можно вычислить положение объекта в
пространстве. Для осуществления возможности измерения времени
распространения радио сигнала каждый спутник навигационной системы
излучает сигналы точного времени в составе своего сигнала используя
точно синхронизированные с системным временем атомные часы. При
работе спутникового приемника его часы синхронизируются с системным
временем и при дальнейшем приеме сигналов вычисляется задержка между
временем излучения, содержащимся в самом сигнале, и временем приема
сигнала. Располагая этой информацией, навигационный приемник вычисляет
координаты антенны, а накапливая и обрабатывая эти данные за
определенный промежуток времени, становится возможным вычислить такие
параметры движения, как скорость, пройденный путь и т.д. В реальности
работа системы происходит значительно сложнее. Единственная полностью
работающая спутниковая навигационная система в настоящее время -
Navstar, которая принадлежит министерству обороны США, что, собственно,
считается другими государствами ее главным недостатком. В мире она более
известна под названием GPS. Galileo - европейский проект спутниковой
системы навигации. Европейская система предназначена для решения
навигационных задач для любых подвижных объектов с точностью менее
одного метра. Точность бытовых приемников Navstar (GPS) колеблется от 10
до 35 метров в зависимости от условий приема сигналов - в городе или за
его пределами и т.п. - но зато они стоят очень недорого. Ныне
существующие GPS-приемники не смогут принимать и обрабатывать сигналы со
спутников Galileo , хотя достигнута договоренностьо совместимости и
взаимодополнении с системой Navstar (GPS) третьего поколения. Так как
финансирование проекта будет осуществляться в том числе за счет продажи
лицензий производителям приемников, следует ожидать, что цена на
последние будет несколько выше сегодняшних. Помимо стран ЕС
достигнуты договоренности на участие в проекте с такими государствами,
как Китай, Израиль, Южная Корея, Украина и Россия. Ожидается, что
Galileo войдет в строй в 2013 году, когда на орбиту будут выведены все
30 запланированных спутников (27операционных и 3 резервных). Компания
Arianespace заключила договор на 10 ракет-носителей "Союз" для запуска
спутников начиная с 2010 года. Космический сегмент будет дополнен
наземной инфраструктурой, включающей в себя два центра управления и
глобальную сеть передающих и принимающих станций. В отличие от
американской GPS и российской ГЛОНАСС, система Galileo не контролируется
ни государственными, ни военными учреждениями. Разработку осуществляет
Европейское аэрокосмическое агентство (ЕКА). Общие затраты на создание
системы оцениваются в 3,8 млрд. евро, включая стоимость инфраструктуры
на Земле. Две трети капиталовложений будут сделаны частными
компаниями и инвесторами, а одна треть ЕС и ЕКА. Планируется, что
система будет бесплатна для всех, однако за большую по сравнению с GPS
точность придется платить отдельно. Однако развитию системы мешают
разногласия европейских стран в финансировании программы. Например,
Франция активно поддерживает ее развитие, что означает для этой страны
независимость от технологий США. Другие страны считают, что выгоднее
использовать бесплатно систему GPS.