Клуб +ЗА+ общество любителей навигации
Наш питомец
Меню сайта
Профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:01:05

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Логин:
Пароль:
Категории раздела
новости [137]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » новости

Тренды на рынке навигационного ПО и картографии
Тренды на рынке навигационного ПО и картографии

 

Еще год назад российский рынок навигационных решений был довольно близок к монополизации. Самую крупную долю на нем занимала система «Навител Навигатор» (ЗАО «ЦНТ») – около 80%. Однако в 2010 году наметился тренд на активизацию других игроков рынка, в частности питерского разработчика «СитиГИД» и новичка на рынке навигационного ПО – сервиса «Прогород». Появились и новые, альтернативные разработки. Например, в 2010 году увидело свет собственное решение для GPS-навигаторов Shturmann с картами американской компании Navteq. Последняя, кстати, входит в двойку крупнейших мировых разработчиков навигационных карт (наряду с TeleAtlas), поставляя свои разработки в навигационное ПО для телефонов Nokia (Nokia Maps) и Samsung (системы Navifon и Route 66).

 

Навигационные системы становятся ближе к народу. И не только в плане цены. Да, стоимость «коробочных» версий за пару лет снизилась примерно вдвое (с $80-$100 до $30-$50 за лицензию), но куда важнее другое. Разработчики прекрасно понимают, что рынок уже распределен и в определенной степени насыщен, а значит, пользователь уже не будет покупать «сырой» продукт просто потому, что ничего другого нет. Это еще раз подтвердилось в прошлом году, когда на вроде бы успокоившемся российском рынке навигационных решений появилась уже упомянутая выше система «Прогород». Даже на старте, когда о картах и прочих особенностях «Прогорода» еще никто не знал, а его разработчик – компания «Сидиком Навигация» – вообще не рассматривался остальными игроками как серьезный конкурент, рынок тем не менее активизировался. Другие разработчики начали спешно «подтягивать» свои продукты к, скажем так, цеховым стандартам. Спустя год после запуска «Прогорода» (а старты новых игроков случаются не так уж часто) градус конкуренции только возрос, что порой выливалось в не вполне честные методы борьбы игроков за долю рынка.

 

За прошедший год атакам коллег подверглись разработчики навигационных систем «Прогород» и «СитиГИД». Причем оба раза атаки носили характер «черного пиара», так как имели целью не столько выделить какие-то осязаемые конечными потребителям преимущества или недостатки той или иной навигационной системы над другими решениями, сколько испортить имидж компании-разработчика в глазах участников рынка. Такие пиар-атаки лишний раз подтверждают, что конкуренция становится все жестче, и это, конечно же, не может не отразиться положительным образом на качестве и функциональности предлагаемых решений.

 

Итак, в 2010 году рынок навигационного ПО и навигационных карт продемонстрировал ряд тенденций, которых мы и коснемся в данном материале.

 

Игроки и города

Сегодня можно говорить о четырех основных игроках отечественного навигационного рынка, и у каждого из них, естественно, имеются свои сильные и слабые стороны. Так, «Навител Навигатор» неплох в отношении регионального картографического покрытия, тем не менее многие отмечают неудачный «движок» программы и не самый эргономичный интерфейс. Кроме того, в течение последнего года «региональные» рекорды «Навитела» активно пытаются побить другие игроки рынка. Питерский «СитиГИД», например, исторически силен в Северо-Западном регионе, однако в последнее время он активно работает над улучшением покрытия остальной части России, а также ближнего зарубежья. «Прогород», несмотря на свою молодость (первая версия программы увидела свет в ноябре 2009 года), агрессивно растет и активно работает над качеством программы и карт (обновления последних выходят ежемесячно – один из самых высоких темпов на рынке). Карты для «Прогорода» не «покупные» (от сторонних поставщиков), а изготовлены на базе высокодетализированных спутниковых снимков самим разработчиком (для этого потребовалось даже получить специальную лицензию).

 

Заслуженный представитель навигационного рынка «Автоспутник» (одна из старейших навигационных программ в России) несколько сдал свои позиции. Обновлений в 2010 году не выходило. От предустановки этого ПО отказались практически все компании-партнеры – производители и поставщики навигационных устройств. Впрочем, в новой, пятой версии «Автоспутника» обещают исправить все недочеты и учесть пожелания пользователей, что вроде бы должно позволить программе заново вступить на равных в конкурентную борьбу. В это можно поверить, поскольку «Автоспутник 5» готовится к выпуску уже больше года.

 

Интересно, что разработчики навигационных систем обожают «меряться» картографическим покрытием. Рядовому потребителю порой сложно понять, что стоит за десятками тысяч городов, которыми козыряют производители в таблицах, описывающих широту регионального покрытия. К сожалению, декларируемые показатели и реальные полнота и актуальность карт населенных пунктов – вещи разные. На рынке до сих пор нет универсального критерия широты покрытия, а потому каждый разработчик измеряет его в своих единицах, что нередко сбивает с толку не только неискушенных пользователей, но и участников рынка. Однако в конце года все же появился более-менее «абсолютный» критерий, к выработке которого приложил руку и автор данной статьи. Суть его – в оценке полноты навигационных карт того или иного производителя по наличию адресного плана для населенных пунктов с числом жителей от 100 тыс. и более. Остальные города и поселки – полезное и приятное добавление, но не решающий фактор в сравнении. Да, фраза «детальные адресные планы 200 населенных пунктов» в проспекте производителя навигационного ПО и карт выглядит, конечно, выигрышнее, чем «детальные адресные планы 20 городов». Но на практике куда важнее навигация в крупных городах, чем в поселках, где можно сориентироваться и без навигатора. Да и основные потребители спутниковой навигации все-таки находятся в крупных городах.

 

Сравнение навигационных систем (октябрь 2010 года):

 

Пробки и политика

Ситуация на дорогах России, например в Москве, стала не только притчей во языцех, но и элементом политической игры. Правда, новый столичный градоначальник пока не замечен в популяризации навигаторов с функцией «Пробки». И напрасно, поскольку эта опция скоро станет, что называется, by default, то есть сама собой разумеющейся. Разработчики не сидят на месте и совершенствуют «пробочные» алгоритмы.

 

Еще год назад в первом большом тестировании навигационных систем, организованном независимым порталом GPS-club (крупнейшее в России сообщество экспертов и пользователей спутниковой навигации), системы с «пробками» вчистую проиграли тем же TomTom’у и «Прогороду», в которых таких сервисов не было. В новом тесте, повторенном в декабре 2010 года, уже наблюдалось примерное равенство сил – и «пробочные», и «беспробочные» навигационные системы показали практически одинаковые результаты.

 

Из значимых новинок 2010 года в этом сегменте стоит отметить «Пробки 2.0» от «СитиГИДа», в которых учитывается статистическая загруженность дорог и возможно прогнозирование скорости движения отдельно по полосам дороги. Не отстают и онлайновые сервисы: к «Яндекс.Картам» и «Картам@Mail.Ru» не так давно добавились пробки на картах Google. Кстати, сервисы Google и Mail.Ru используют данные «СитиГИДа». Буквально на днях о запуске своего пробочного сервиса объявил Rambler, причем и картографическое наполнение, и пробочные данные были лицензированы у «Прогорода». В общем, дорожные пробки сейчас не отображают разве что СВЧ-печи да холодильники. И то только потому, что их неудобно возить в машине...

 

Бирюльки и красивости навигации

Слаб человек – хочет, чтобы все вокруг него было не только функционально, но и красиво. Этот тезис исповедует не только департамент дизайна компании Apple, но и большинство разработчиков навигационного ПО. Еще год назад те же 3D-развязки или Lane Assist (подсказка по полосам движения) считались VIP-опциями. Сегодня их не предлагает только ленивый. Визуализация и максимальное приближение к реальности в моде: от реалистичной относительной этажности домов мы плавно перешли к 3D-зданиям.

 

Что дальше? Фотографическое качество изображения? Видеоразвязки? Как бы то ни было, страдать придется программистам, которые будут вынуждены оптимизировать все это для работы на «карманных» процессорах. Впрочем, некоторые разработчики могут соблазниться и пойти по простому пути – понадеяться на производительность современных навигаторов. В самом деле, тактовая частота мощных процессоров даже у бюджетных моделей сегодня редко опускается ниже отметки 500 МГц, что позволяет многое. Тем не менее доработка «движка» еще никому не вредила, поэтому даже вполне благополучные с точки зрения производительности навигационные системы время от времени получают обновления ПО. Результатом такой работы становятся еще более «вылизанный» интерфейс, еще меньшее время прокладки маршрута и отсутствие «тормозов» даже при обработке сложной графики (например, при отображении пространственной картинки на дисплее 800×480 пикселей). Тем более что HD-навигаторы – это уже не фантастика, а самая что ни на есть реальность...

 

Большой Bada-бум и Android

Еще один тренд, который видно, что называется, невооруженным глазом, кроссплатформенность. Тематические новостные ленты пестрят сообщениями о выходе все новых релизов навигационных систем для самых разных платформ. Ушедший год в этом отношении был урожайным на Android-версии. Не отстают и разработчики под iOS, не оставляющие надежд сделать из iPhone полноценный навигатор.

 

Напомним, первой навигационной системой на российском рынке, портированной на iPhone, в мае 2009 года стала программа Sygic – совместная разработка словацкой компании Sygic и крупного российского дистрибьютора навигационной техники – компании «Вобис Компьютер». Осенью 2009 года, вышел первый по-настоящему российский продукт – система «СитиГИД», которая до сих пор заслуженно считается одной из лучших навигационных программ с картами России для смартфонов Apple. Затем под эту платформу вышло еще несколько программ, в том числе и «Навител Навигатор», – к этому сегменту постепенно «подтянулись» практически все игроки рынка.

 

Примерно та же ситуация с бумом на «таблетки» (планшетные компьютеры). Разработчики поспешили показать рынку навигационные системы для Apple iPad (здесь первым стал «Прогород» весной 2010 года), а потом и для основного российского конкурента яблоко-планшета – Android-устройства Samsung Galaxy Tab (в начале октября была анонсирована соответствующая версия «Прогород», а чуть позже – «Навител Навигатора»).

 

Еще одно открытие года – Samsung Bada – тоже потихоньку «обрастает» навигационным софтом. В 2010 году были показаны первые российские навигационные решения для этой платформы с картами России: сначала публике был продемонстрирован «Прогород» и буквально сразу после этого – «Навител Навигатор». На декабрь 2010 года оба продукта находились на модерации для включения их в софтверный каталог Samsung Apps.

 

«Историческая родина» навигационного софта – семейство портативных ОС Windows –тоже не обижено разработками. Причем если под Windows Mobile разработчики создают софт, что называется, по традиции (а еще – в ожидании Windows Phone 7), то навигационные системы для Windows CE/CE .NET необходимы как воздух – на этой платформе работает подавляющее большинство автонавигаторов (PND). Впрочем, с этой платформой все было ровно – все 100% участников рынка навигационного ПО и карт предлагают свои решения для Windows CE/CE .NET, версии для нее на первых местах в листе приоритетов на интеграцию новых «функций» и обновлений пакетов навигационных карт.

 

Онлайн и камеры слежения

«Пробки» не единственный востребованный онлайновый сервис. Если абонентское устройство оборудовано каналом GSM/GPRS, то почему бы не передавать по нему различную полезную информацию? Скажем, оперативно обновляемые POI, сведения о радарах, «засадах» ГАИ или даже ценах на бензин на близлежащих АЗС. В некоторые навигационные решения интегрированы целые пакеты онлайновых сервисов, например Google LiveSearch.

Еще один вариант использования канала связи – трекинг (определение местоположения пользователя). Для слежения за передвижением помимо специализированного оборудования (которое может быть установлено скрытно) применяются и обычные навигаторы – в этом случае «шпионские» цели не преследуются, а сервис используется для логистики или помощи в экстренных ситуациях. В полной мере подобная функция реализована в системах «СитиГИД» и Shturmann. В программах некоторых других разработчиков тоже имеются задатки трекинга, правда «докручивать» опцию придется самому пользователю.

 

В качестве заключения стоит отметить, что российский навигационный рынок растет не только вширь, но и вглубь. Иными словами, деньги вкладываются не только в пользовательские решения, но и в развитие отрасли в целом. С высоких трибун, в выступлениях чиновников различного ранга (вплоть до премьер-министра Путина) неоднократно звучали высказывания, что в России нет качественной навигационной картографии. Однако это самый настоящий миф. Тот же «Навител Навигатор» закупает картосновы у Роскартографии и делает весьма неплохие карты многих регионов. «Прогород» делает сам и картосновы, и карты. Региональное покрытие системы растет впечатляющими темпами. То есть технологии для изготовления навигационных карт в России есть, и технологии эти реально работают на коммерческом рынке – работы по расширению и актуализации картографического сервиса ведутся безостановочно. Другой вопрос, что для 100%-ного покрытия актуальными навигационными картами всей территории России необходимы значительные инвестиции, да и окупаться такие вложения будут медленно. Естественно, что коммерческие компании (практически все участники рынка навигационной картографии – это именно коммерческие компании), работающие «от спроса», позволить себе столь значительные вложения не могут. А значит, необходимо время для естественного развития рынка. Если же процесс хочется ускорить, если стране нужен нацпроект «Полная навигационная карта всей России» – достаточно просто выделить средства и найти исполнителя. На эту роль, кстати, претендуют не только отечественные, но и зарубежные игроки: Teleatlas и Navteq, причем последний проявляет на нашем рынке бурную активность. Но, учитывая изначальное знакомство отечественных разработчиков с российскими реалиями, иностранным компаниям этот проект, скорее всего, не отдадут. Что, в общем-то, и неплохо: деньги останутся в стране. Для рядового же пользователя реализация такого национального проекта означает только хорошее: расширение покрытия, более детальные и точные карты, словом, все то, к чему стремятся все разработчики навигационного ПО.

 

По материалам журнала IT News



Источник: http://gps.auto.ru/articles/id/151
Категория: новости | Добавил: Dron (13.04.2011)
Просмотров: 2157
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Новое на форуме
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2021Используются технологии uCoz